Суспільні ресурси та ініціативи
Бульвар Героїв Крут, 20/32
м. Чернівці, Україна, 58000
Тел.: +380930176854,
e-mail: fsri.office@gmail.com
Аналитический отчет по результатам проведения анализа потребностей целевых групп в гражданском образовании
У вересні-жовтні 2018 р. Благодійним фондом «Суспільні ресурси та ініціативи» в межах проекту «Регіональні голоси – громадянська освіта дорослих для розширення прав і можливостей локальних спільнот в Україні та Білорусі». Дослідження було проведене в партнерстві з DVV International в Україні за підтримки Федерального міністерства закордонних справ Німеччини. Дослідження проведено в двох ОТГ Чернівецької області – Магальській та Острицькій, які було утворено за рік до дослідження.
Название микропроекта: Гражданское образование как ключ к локальному развитию
Страна / регион / город: Украина, Черновцы
Исследовательская команда микропроекта: Наталья Александрова, Сергей Яремчук, Татьяна Медина, Наталья Нечаева-Юрийчук, Сергей Гакман, Вадим Дятлов
Требования к оформлению аналитического отчета:
Требования к структуре отчета:
Структура отчета представлена ниже. В структуру отчета могут быть добавлены дополнительные пункты с учетом индивидуальных планов анализа и полученных результатов.
Структура аналитического отчета:
Проблема, на решение которой направлен микропроект: отсутствие или низкий уровень знаний, умений и компетенций населения по решению проблем, возникающих в процессе децентрализации и создания объединенных территориальных сообществ (ОТГ).
Данная проблема вызвана комплексом причин, в т.ч .:
А) Причина: передача функции решения социально-образовательных и культурных проблем с государственного уровня на уровень территориальных общин. Проблема: отсутствие знаний и опыта решения данных вопросов представителями местной власти, а также опыта качественной коммуникации с членами сообщества в связи с недопониманием органами власти, что представляет собой участие сообщества в процессе экономического и социального развития, и каким образом можно привлекать население.
Б) Причина: низкая активность, инертность самих членов сообщества, частично в результате «потребительского подхода», так называемого «бытового патернализма» (государство (власть) обязано обеспечить всем), частично из-за непонимания того, что только они лично могут стать проводниками изменений в сообществе деструктивно влияет на деятельность активных граждан, делая её ситуативной и зависящей от большинства. Проблема: отсутствие знаний у активных членов сообщества касательно своих прав, обязанностей, механизмов влияния на органы власти для решения важных социально-экономических и культурно-образовательных вопросов громады.
В) Причина: экономический кризис, отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест на уровне села и региона, передача части финансовых потоков с государственного уровня на уровень территориальных общин, низкий уровень самозанятости населения, увеличение трудовой миграции в соседние страны. Проблема: отсутствие знаний и умений управления финансами как на макро (громада), так и на микро (конкретный человек, семья) уровнях, низкий уровень предпринимательских компетенций населения, большое количество детей без родительской опеки, низкий уровень коммуникации родителей-мигрантов с их детьми.
Г) Причина: специфика полиэтнического региона, когда в одну ОТГ объединяются села с разным этническим составом. Проблема: осложнения межэтнических отношений и нарушение прав определенных этнических групп.
Цель - изучение базовых потребностей женщин-представительниц различных этнических групп, представителей органов власти, активистов и в целом - жителей Магальской и Острицкой ОТГ в сфере гражданского образования.
Исследования: кабинетное, качественное (фокус-группы и глубинные интервью), количественное (интервью face-to-face по стандартизированной анкете)
Основные целевые группы:
- женщины-представительницы разных этнических групп Магальской и Острицкой ОТГ;
- представители органов местной власти и самоуправления Магальской и Острицкой ОТГ;
- активные члены Магальской и Острицкой ОТГ
Дополнительная целевая группа: сельское население Магальской и Острицкой ОТГ с полиэтническим составом населения.
География исследования: Магальская и Острицкая ОТГ (Черновицкая область, Украина).
В ходе кабинетного исследования анализировалась данные по Магальской и Острицкой ОТГ, Новоселицкому и Герцаевскому районах, в состав которых входят населенные пункты из данных ОТГ, а также Черновицкой области в целом.
В обеих ОТГ проводилось по 2 фокус-группы (всего 4), по 3 глубинных интервью с представителями органов местной власти и самоуправления (всего 6) и по 3 глубинных интервью с активными членами сообщества (всего 6). Выбор населенных пунктов был обусловлен требованием сравнения мнений целевых групп разных этносов. В связи с этим, в исследование по Магальской ОТГ вошли 2 населенных пункта: румыноязычный центр ОТГ - с. Магала и украиноязычный – с. Ридковцы. В Острицкой ОТГ в основу выборки населенного пункта лег тот же принцип – фокус-группы проводились в румыноязычном центре ОТГ (с. Острица) и украиноязычном селе (единственном в районе) Маморница.
В основу выборки количественного исследования также был положен принцип этнической принадлежности респондентов. Всего было опрошено по 40 респондентов в каждом ОТГ по анкете для женщин (всего 80): с. Магала, с. Ридковцы, с. Острица и с. Маморница. По анкете для населения опрошено всего 120 респондентов: с. Магала, с. Острица, с. Ридковцы, с. Горбова.
Кабинетное исследование. Цель – изучение целевых групп, их текущего положения, основных проблем и выявление потребностей в сфере гражданского образования
Методы и инструменты анализа: традиционный анализ документов; информационно-целевой анализ документов; контент-анализ документов.
Временной период: 14.09-05.10.2018
Качественное исследование. Цель - изучение базовых потребностей женщин-представительниц различных этнических групп, представителей органов местной власти и самоуправления, активистов Магальской и Острицкой ОТГ в сфере гражданского образования.
25.09 – с. Маморница Герцаевского района Черновицкой области;
26.09 – с. Острица Герцаевского района Черновицкой области;
27.09 – с. Магала Новоселицкого района Черновицкой области;
02.10 – с. Ридковцы Новоселицкого района Черновицкой области.
Для проведения фокус-групп был составлен гайд, по которому происходило исследование. Всего участвовало 39 женщин.
Количественное исследование. Цель - изучение базовых потребностей жителей Магальской и Острицкой ОТГ в сфере гражданского образования. Метод - интервью face-to-face по стандартизированной анкете.
Для реализации указанной цели были разработаны 2 анкеты интервью для двух целевых групп:
1) женщины-представительницы разных этнических групп;
2) население, проживающее на территории ОТГ.
По анкете для женщин были опрошены 80 респонденток (с. Магала, с. Ридковцы, с. Острица, с. Маморница), по 40 в каждой ОТГ.
По анкете для населения опрошено 120 респондентов, по 60 в каждой ОТГ:
Острицкая ОТГ – с. Острица (40 респондентов), с. Горбова (20 респондентов);
Магальская ОТГ – с. Магала (40 респондентов), с. Ридковцы (20 респондентов).
Сбор информации методом количественного исследования проводился с 6 по 8 октября силами 10 интервьюеров.
Качественное исследование. В основу отбора респондентов для фокус-групп был положен принцип пропорциональности возрастных групп, а также представленности женщин двух этнических групп. Поэтому отбор респондентов происходил по такому принципу:
18-30 лет – 2
31-40 лет – 2
41-50 лет – 2
51-60 лет – 2
61-70 лет – 2
Отбор по этническому признаку происходил по принципу:
с. Маморница Герцаевского района - украинская этническая группа;
с. Острица Герцаевского района - румынская этническая группа;
с. Магала Новоселицкого района - молдавская этническая группа;
с. Ридковцы Новоселицкого района - украинская этническая группа.
В основу выбора по глубинным интервью был положен принцип «снежного кома», который является модификацией социометрического опроса: у респондентов спрашивают, не знают ли они людей, знающих основные проблемы, в том числе образовательные, местного сообщества, являющимися либо представителями власти, либо активистами, для включения в выборку. Таким образом были подобраны по три представителя органов местной власти и активистов в каждой ОТГ.
Количественное исследование. Расчет выборки основывается на данных Управления статистики в Черновицкой области.
Магальская ОТГ всего населения 9701 человек, с. Магала – 2552 жителя, с. Ридковцы – 4376 человек.
Острицкая ОТГ всего населения 12179 человек, с. Острица – 3686 жителей, с. Маморница – 930 человек, с. Горбова - 2969 человек.
Квотное задание рассчитано пропорционально количеству возрастных и половых групп.
Общее количество респондентов количественного исследования - 200 человек, по 100 респондентов на одну ОТГ в крупнейших населенных пунктах.
Исследовались две целевые группы, для которых формировались две выборочные совокупности:
1) Женщины-представительницы разных этнических групп - 80 респондентов. Скрининг проводится по национальности и возрасту. В Магальской ОТГ - всего 40 женщин, из них 20 женщин в с. Магала (молдавская этническая группа) и 20 женщин в с. Ридковцы (украинская этническая группа). В Острицкой ОТГ - всего 40 женщин, из них 20 женщин в с. Острица (румынская этническая группа) и 20 женщин - с. Маморниця (украинская этническая группа).
2) Население, проживающее на территории ОТГ - 120 респондентов. Скрининг проводится по полу и возрасту. В Магальской ОТГ - всего 60 человек (40 в с. Ридковцы и 20 в с. Магала). В Острицкой ОТГ - всего 60 человек (40 в с. Острица и 20 в с. Горбова)
Сбор информации происходил 6 - 8 октября 2018.
Выборка по опросу для населения (120 респондентов)
|
Мужчины |
Женщины |
Всего |
18-35 |
12 |
18 |
30 |
36-59 |
24 |
24 |
48 |
60+ |
18 |
24 |
42 |
Всего |
54 |
66 |
120 |
Выборка по опросу женщин (80 респонденток)
|
Женщины |
18-35 |
20 |
36-59 |
32 |
60+ |
28 |
Всего |
80 |
Ключевые понятия: ОТГ, актуальные проблемы ОТГ, самореализация, децентрализация, гражданское образование, обучение взрослых, гражданский активист, социальная активность, гражданские инициативы.
При проведении кабинетного и качественного исследования проблем не возникало, при проведении количественного – проблема, связанная с нежеланием респондентов давать телефоны для контроля роботы интервьюеров. В целом участники исследований настроены очень благожелательно.
III. Основные выводы и краткое описание результатов (2 стр.)
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что для всех целевых групп характерны общие проблемы в ОТГ: плохое качество дорог; высокие тарифы на коммунальные услуги; низкая оплата труда, нехватка средств; плохо развитая инфраструктура, занятость населения, в первую очередь, молодёжи, бездействие местной власти, утилизация мусора, социальные вопросы, организация свободного времени школьников и т.д.
Также все целевые группы объединяют общие образовательные проблемы: практическое отсутствие образовательных предложений для основной и дополнительных целевых групп на территории самих ОТГ. Большинство респондентов не смогло чётко ответить на вопрос, что такое гражданское образование. Однако представителей разных целевых групп объединяют общие образовательные интересы: юридические, психологические, экономические (распределение средств для представителей власти и активистов, семейный бюджет для женщин и жителей ОТГ), знания основ коммуникации (взаимодействие в обществе, решение конфликтов, карьерный рост для женщин, связи с общественностью для власти и активистов, понимание роли медиа для жителей ОТГ), знания проектного менеджмента и межнациональной коммуникации (для всех целевых групп, учитывая би-национальный состав населения и близость к государственной границе), ориентированность на решение практических задач. Оптимальная форма проведения занятий – тренинги, время зависит от занятости респондента.
Согласно проведенному анализу, можно говорить о подтверждении первых двух гипотез, приведенных в описании проблемной ситуации. В частности, выявлена недостаточная коммуникация местной власти с населением, необходимость большего привлечения его к обсуждению и принятию важных управленческих решений, в том числе, по распределению средств. Также подтвердилась гипотеза о недостаточности знаний у членов сообщества касательно механизмов влияния на органы власти для решения важных социально-экономических и культурно-образовательных вопросов громады. Всего лишь третья часть участников исследования считает достаточным уровень своих знаний для того, чтобы принимать участие в обсуждении решений на уровне ОТГ. Они же готовы участвовать в принятии решений на местном уровне. Также можно констатировать, что основная часть представителей местного сообщества проявляет гражданскую пассивность, делегируя при этом особые полномочия в решении актуальных проблем руководству ОТГ, местным депутатам и активистам, исключая при этом рядовых жителей ОТГ. Гипотеза об осложнении межэтнических отношений и нарушении прав определенных этнических групп вследствие объединения населенных пунктов с разным этническим составом не подтвердилась.
ВЫВОДЫ:
На основании анализа вторичных данных можно констатировать, что основное внимание населения региона обращено в первую очередь на решение бытовых проблем. Однако особое внимание занимают проблемы культурного развития и образования, особенно – на родном языке (http://fsri.ho.ua/uk/home-ua/223-31-03-2017.html; http://nordulbucovinei.blogspot.com/2017/04/76-de-ani-de-la-masacrul-de-la-fantana.html?spref=fb, http://bucpress.eu/cultura/la-cernauti-va-avea-loc-4759б http://www.zorilebucovinei.com/news/show/1831/;https://www.facebook.com/universitateasuceava/). Преобладающее большинство населения, проживающее на территории ОТГ, имеет средний по области доход. Кроме того, анализ инфраструктуры с. Магала и с.Острица, а также домов, домашних хозяйств даёт возможность предполагать, что жители данных населённых пунктов занимаются и частным предпринимательством. Приближенность к границе открывает возможности для трудовой миграции, позволяющей принести дополнительный доход, что в условиях нашей области означает капиталовложение в строительный и отделочный бизнес. Последнее не подтверждено официальными данными по области и тем более по ОТГ, но имеет под собой почву личной коммуникации, анализа социально-экономического развития региона по опубликованным в открытом доступе материалам научных симпозиумов и конференций, выступлениям на семинарах и дискуссиях представителей данных районов. При этом, зарубежная трудовая миграция порождает ряд социальных проблем, связанных с воспитанием оставшихся в селе детей, с коммуникацией родителей и детей реально живущих в разных странах.
На основе проведенного качественного и количественного исследований, можно выделить такие основные проблемы, общие для всех целевых аудиторий: плохое качество дорог; высокие тарифы на коммунальные услуги; низкая оплата труда, нехватка средств; плохо развитая инфраструктура, безработица, бездействие местной власти и т.д. (см. Табл. 1), (Респ_3_О: «Это дороги»; Респ_6_О: «Дороги. Достались в наследство…; Респ_2_М: «дороги»).
Таблица 1.
Определите, пожалуйста, основные проблемы Вашего ОТГ, которые беспокоят Вас больше всего (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
население |
Плохое качество дорог |
68,8 |
53,3 |
Высокие тарифы на коммунальные услуги |
62,5 |
54,2 |
Низкая оплата труда, нехватка средств |
42,5 |
47,5 |
Плохо развитая инфраструктура (амбулатория требует ремонта, плохое качество Интернет-услуг, частые отключения электричества и др.) |
41,3 |
27,5 |
Безработица |
33,8 |
29,2 |
Бездействие местной власти |
31,3 |
34,2 |
Главные жалобы женщин сосредоточены вокруг вопросов материального благосостояния. Отсутствие стабильности порождает чувство страха (заболеть, потерять работу и т.д.) и озлобляет людей. В двух населенных пунктах из четырех клубы находятся плохом состоянии, а в одном его вообще нет. Это осложняет возможности проведения свободного времени, молодежь вынуждена ехать в областной центр. Вследствие низкого уровня доходов колоссальной проблемой стала невозможность оплачивать коммунальные услуги.
Респондентка 9, ФГ № 3: «Самая главная проблема - это зарплаты. Но оно связано: поднимают зарплату, тут же поднимают цену на газ, электричество, продукты и промышленные товар - это все связано!»
Респондентка 2, ФГ № 3: «Но сейчас проблема - не хватает людям платить за коммунальные услуги. Люди говорят: «А что, я виновата, что мой ребенок в Италии или Германии, а я не знаю где он? Мой ребенок поехал 15 лет назад, я не слышала и не видела его, не то что мне давал средства какие-то (на оплату коммунальних платежей вследствие новых ограничений на получение субсидии. Теперь, согласно новым правилам, если есть родственники, проживающие за границей и прописанные в Украине, по месту их прописки субсидия не положена.– комментарий мой – Т.М.)
Одной из задач исследования было выявление тех, от кого зависит возможность решения этих проблем. Как правило, женщины осознают, что почти все может зависеть от них самих, но вместе с тем рассчитывают и на поддержку со стороны государства. Для большинства присуща пассивность, надежда на действия власти.
Респондентка 10, ФГ № 2: «Если бы власть думала, открыла предприятие какое-то, чтобы люди действительно могли работать все».
Респондентка 10, ФГ № 1: «Знаете, от кого зависит больше? От головы (ОТГ)! Если бы дернул всех понемногу, то может бы получилось».
Интересно, что во время глубинных интервью представители власти подчеркнули важность создания ОТГ для решения местных проблем (Респ._1_О: «… позитив, то что мы объединились, мы уже сами считаем наши деньги, которые вкладываем, где нужно»; Респ_3_О: «… сейчас намного больше ответственности»; Респ_1_М: «Увеличилось финансирование…»).
Активисты ОТГ, давшие глубинные интервью, подчеркнули роль руководства ОТГ (Респ_5_М), местных депутатов и активистов (Респ_4_О, Респ_6_О) в решении локальных проблем, а также от конструктивного взаимодействия всех групп населения (Респ_6_М, Респ_4_М, Респ_5_О).
Интересно, что ответы населения в целом и женщин по оценке роли руководства ОТГ несколько отличаются - возможно, за счет мужчин, которые входили в выборку населения. Следовательно, можно предположить, что мужчины возлагают больше надежд на руководство ОТГ, чем женщины. В то же время на субъекты, не наделенные властными полномочиями, такие как местные активисты или рядовые жители, население не возлагает больших надежд (см. Табл. 2).
Таблица 2.
От кого, по Вашему мнению, зависит возможность решения этих проблем? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
население |
От местных депутатов |
56,3 |
57,5 |
От государственных органов |
50,0 |
47,5 |
От руководства ОТГ |
46,3 |
53,3 |
От местных активистов |
13,8 |
17,5 |
От рядовых жителей ОТГ |
13,8 |
17,5 |
Затрудняюсь ответить/Отказ от ответа |
2,5 |
1,7 |
Несмотря на тройное возрастание местных бюджетов за последние 4 года, только треть респондентов почувствовала положительные изменения от этого. Более того, 5% даже почувствовали негативные изменения.
Данные таблицы 4 привлекают внимание тем, что оценка качества дорог получила почти одинаковое количество положительных и отрицательных ответов респондентов (в пределах погрешности выборки). Возможно, это можно объяснить тем, что ремонтируются только дороги в центре населенных пунктов. Именно такая информация была озвучена на фокус-группе в с. Магала, к тому же дорога в этом населенном пункте ремонтировалась еще во времена предыдущего Президента, поэтому это нельзя оценивать как достижение в результате создания ОТГ. Также привлекает внимание оценка системы материальной помощи - наблюдается преобладание почти в 2 раза респондентов, которые почувствовали изменения к худшему в этой сфере своей жизни. Общее сокращение льгот в Украине, в том числе ограничение доступа к получению субсидии можно считать важнейшей причиной. Наблюдается пересечение проблем на локальном и государственном уровнях, потому обособленно их воспринимать не стоит.
Таблица 4.
Опрос населения |
Если Вы почувствовали изменения к лучшему, то чего именно это касалось? (Многовариантный вопрос), % от всех опрошенных |
Если Вы почувствовали изменения к худшему, то чего именно это касалось? (Многовариантный вопрос), % от всех опрошенных |
качества дорог |
20,0 |
17,5 |
школьного образования |
19,2 |
8,3 |
медицинского обслуживания |
13,3 |
10,0 |
дошкольных учреждений |
12,5 |
8,3 |
Заботы о социально уязвимых группах (пенсионеры, инвалиды) |
12,5 |
10,8 |
Благоустройства, санитарного состояния возле домов |
10,8 |
5,0 |
Материальной помощи малообеспеченным |
10,0 |
17,5 |
Оплаты труда бюджетникам (сотрудникам сельсовета, учителям, врачам и т.д.) |
8,3 |
11,7 |
улучшение экологии |
8,3 |
10,0 |
охраны правопорядка |
5,8 |
10,0 |
Обеспечение рабочими местами, борьбы с безработицей |
5,8 |
10,0 |
Улучшение условий для проведения досуга |
5,8 |
6,7 |
Создание условий для развития бизнеса |
4,2 |
10,8 |
ДРУГОЕ |
0,8 |
0,8 |
ЦГ женщины-представительницы разных этносов. В ходе кабинетного исследования было выявлено практически полное отсутствие статистических данных по такой основной целевой группе, как женщины-представительницы разных этносов в исследуемых ОТГ (кроме количества). Уровень доходов населения, в основном, средний по области (около 5 тысяч грн.). Учитывая тот факт, что штатные работники в Украине получают оклад независимо от пола, можем предположить, что приведённые в статистических ежегодниках цифры можно отнести и к женщинам названных ОТГ. Однако, следует отметить, что часть населения Украины, включая и названные ОТГ, не декларирует свои доходы, что значительно осложняет процесс выявление среднего уровня доходов не только отдельной категории, но и населения в целом.
Проанализированные открытые источники позволяют определить сферу интересов и активной позиции женщин Острицкой и Магальской ОТГ в вопросах культурно-образовательной сферы, возможностям карьерного роста в данном направлении. Всевозрастающий интерес проявляется и к проблемам межкультурной коммуникации, образования на разных языках, инклюзивного образования, финансовых аспектов деятельности, включая предпринимательство, социальной активности в решении проблем ОТГ, в т. ч. утилизацию отходов. Особенно активны женщины в сфере культуры – участие в конкурсах, фестивалях является органической частью жизнедеятельности жительниц ОТГ. Выделение в прессе гендера в представлении тех или иных материалов, по нашему мнению, является важной частью определения сферы активного интереса со стороны женщин к данным вопросам.
Фокус-группы продемонстрировали, что проблемы целевой группы непосредственно связаны с условиями жизни и проблемами местного сообщества. Респондентка 8. Я думаю так. Если бы хорошая зарплата, жили в достатке, можно было бы что-то менять.
Гипотезой исследования было то, что люди, которые надеются на собственные силы и не ожидают помощи от государства, могут иметь более активную гражданскую позицию. Полученные результаты (см. Табл. 7) свидетельствуют о том, что процент таких респонденток среди группы женщин составляет около четверти. Почти столько же тех, кто полностью полагается на помощь со стороны государства, то есть патерналисток. Вполне вероятно, что это респондентки пенсионного возраста, которые уже не могут работать и зависят от государства в плане получения пенсии. Также почти половина респонденток готовы самостоятельно решать проблемы, но от государства ожидают благоприятных условий, то есть создания институционального поля.
Таблица 7.
Какой позиции из этих трех придерживаетесь Вы лично ?,% от всех опрошенных
|
женщины |
Государство должно создавать условия для решения проблем граждан |
45,0 |
Государство должно заботиться обо мне и помогать в решении всех проблем |
25,0 |
Я надеюсь прежде всего на собственные силы, а не на государство |
23,8 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
6,2 |
Следовательно, потребности, запросы, проблемы группы в обществе связаны с ожиданиями системных изменений всех сфер жизни. Целевая группа (женщины) меньше, чем население в целом уверена в своих возможностях влияния на распределение местного бюджета.
Общей проблемой всех женщин-участниц является перегруженность работой. Усталость от домашнего хозяйства – проблема, которая прозвучала на всех фокус-группах.
Респондентка 9, ФГ № 1: «Дома не заканчивается работа».
Респондентка 3, ФГ № 1: «….зарплаты будут, то будет время для семьи».
Вместе с тем, часть респонденток воспринимают такое количество видов деятельности как норму и даже бравируют своими умениями все это совмещать.
Респондентка 6, ФГ № 2: «И огороды. И детей в школу и из школы. И красивые для мужа. У нас, у нас это есть, вот мы такие сельские женщины. Мы везде успеваем!»
В поведении участниц ярко прослеживается зависимость от общественного мнения.
Респондентка 9, ФГ № 3: «В обед рядом в парк стыдно выйти – что скажут люди? Это менталитет такой!»
В ответах на следующие вопросы, связанные с получением образования, прослеживалась мысль, что получение образования дает уверенность в себе, независимость в суждениях. В то же время, вопрос «Чувствуете ли Вы потребность в самореализации?» вызвал трудности, что подтвердилось и в глубинных интервью с женщинами (Респ_5_М, Респ_4_М), и в фокус-группах. С одной стороны, перегруженность домашней работой не дает возможности даже задуматься об этом, с другой – респондентки констатируют, что условий для самореализации в селах нет.
ЦГ представители органов власти и самоуправления. В соответствии с постановлением ЦВК Украины в октябре прошлого года прошли выборы в органы власти Магальской и Острицкой ОТГ, в результате которых были избраны председатели и депутаты ОТГ, в основном, выходцы из сел данных ОТГ. Имеют высшее образование (специалист, бакалавр или магистр, в зависимости от года выпуска), заняты, как правило, полный рабочий день, проживают на территории своих ОТГ. Председатели ОТГ имеют уровень дохода выше среднего (он-лайн декларации за 2016 год: Нандриш О.Т. (Магальська ОТГ) – в среднем 10248 грн. в месяц зарплата (https://declarations.com.ua/declaration/nacp_c1070abf-1053-4e67-8ba7-345b3a521146), Цуркан В.Г. (Острицкая ОТГ) – в среднем более 14000 грн. (https://declarations.com.ua/declaration/nacp_627297db-5234-4b7a-8f61-9822c5f0e878)). Заработная плата работников управления начисляется согласно тарифной сетке.
В органах местной власти и самоуправления представлены украинский и румынский этносы. Язык общения в первую очередь зависит от посетителя.
На первом месте у органов власти - вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности сообществ. Анализ открытых данных позволяет предположить, что представители органов местной власти и самоуправления заинтересованы в организации эффективной работы на местах (в первую очередь, решении первостепенных проблем ОТГ, связанных с инфраструктурой, медицинским обслуживанием, деятельностью образовательных и культурных учреждений), развитии международного сотрудничества, обеспечения права национальных сообществ на образование на родном языке, бесконфликтном решении актуальных проблем и связям с общественностью. Например, в своём интервью председатель Магальской ОТГ Нандриш О.Т. обратила внимание на то, что после объединения удалось избежать проблем, связанных с межнациональной коммуникацией в органах власти – сессии проводятся на украинском языке, желающие могут выступить на румынском и если необходимо, то будет обеспечен перевод. Также она обратила внимание на то, что ОТГ полностью содержит учреждения культуры, в т.ч. музыкальную школу, библиотеки, дом культуры и т.п. Развивается международное сотрудничество. Однако субвенция, по её мнению, не соответствует реальной статистике и её явно недостаточно (https://www.slovo-pravdi.com.ua/products/olena-nandrish-i-svita-pobachiti-i-sebe-pokazati/). Схожие проблемы и Острицкой ОТГ. В то же время данные за сентябрь 2018 года свидетельствуют, что обе ОТГ пока не потратили ни копейки государственных субвенций на развитие инфраструктуры.
В медийном пространстве обращается особое внимание на такие аспекты деятельности власти, как развитие инфраструктуры, финансовое благосостояние и развитие ОТГ, проблемы медицины и работы амбулаторий, государственные закупки и т.п.
Необходимо отметить интерес представителей власти к международному сотрудничеству и партнерству, вопросам образования на родном языке, как, например, заявление Магальского сельского совета по поводу сохранения возможности учёбы на румынском языке (Рішення №03/22-ої сесії VII скликання від 11.09.2017 р. (лист: вих. № 761 від 14.09.2017 р.), возможностям поли-лингвального обучения. Уделяется внимание и культурным акциям и мероприятиям, организованным вместе с НПО и образовательными учреждениями.
В ответах на вопросы глубинного интервью, представители органов власти оценили уровень знаний работников местной власти в своём большинстве на «4» или «5». Оценка «3» прозвучала всего несколько раз в таких видах деятельности: публичные закупки (Респ_3_О), стратегическое планирование и сотрудничество с неправительственными организациями (Респ_1_М), энергоэффективность (Респ__3_М). Последнее свидетельствует о необходимости как в усилении образовательной составляющей работы в ОТГ, так и налаживания более эффективного сотрудничества между представителями власти и НПО.
ЦГ активисты. Данные, полученные из открытых источников, свидетельствуют о том, что активисты Магальской и Острицкой ОТГ, как правило, объединяют профессиональную деятельность с гражданской. Активисты данных ОТГ принадлежат, в основном, к украинской и румынской этническим группам, что в значительной степени обуславливает направления их деятельности. Одним из основных является культурно-образовательная деятельность, направленная на информирование населения области и Украины об исторических событиях в регионе, а также на активизацию различных образовательных инициатив, направленных на достижение конструктивного межкультурного диалога в формате Украина – Румыния. Среди событий, в которых принимали участие активисты названных ОТГ, можем назвать парад румынской национальной одежды в мае 2017 и 2018 годов, почитание жертв расстрела 1 апреля 1941 года (http://bucpress.eu/cultura/la-universitatea-din-cernauti-s-3895), конференция «Массовым убийствам в Лунке и Белой Кринице – 77 лет» и т.п.
Принятие нового Закона Украины «Об образовании» стало толчком к усилению активности местного румынского населения в данном направлении, о чём свидетельствуют материалы прессы, открытые дискуссии и т.п. (пикет Черновицкой ОГА представителями румынского сообщества в октябре 2017 года - http://zik.ua/news/2017/10/17/u_chernivtsyah_rumunski_organizatsii_piketuvaly_oda_cherez_zakon_pro_osvitu_1187809); дискуссия, организованная Открытым университетом для Взрослых в ЧОУНБ им. М.Ивасюка на тему «Изменится ли образовательное пространство Буковины после принятия нового закона? - http://fsri.ho.ua/237-19-10-2017 и т.п. Отдельное внимание уделяется проблемам коммуникации и работы медиа, что немаловажно в современном мире. Интерес для местных активистов вызвала школа румынского журналиста в Черновцах (http://bucpress.eu/social/scoala-jurnalistului-roman-s-a-4225). Аккумулируя мнение местных сообществ, лидеры национальных меньшинств отвергли попытку ликвидации редакций национальных меньшинств на общественном ТВ Украины (http://bucpress.eu/social/kiev-invitatii-dezbaterilor-publice-au-6081).
Традиционным вектором активности остаётся организация самой негосударственной деятельности на основе территориальной общности, развитие дружеских отношений с сообществами других стран, в первую очередь, Румынии.
Касательно образовательных программ, то активисты данных ОТГ принимают активное участие в разнообразных тренингах и семинарах, организованных в г.Черновцы, в первую очередь, однодневных (благодаря развитой инфраструктуре). Кроме того, активисты данных ОТГ принимают активное участие в тренингах, организованных Открытым университетом для взрослых, Черновицким региональным центром переподготовки и повышения квалификации и т.п. Также, в июле 2018 года на территории Острицкой ОТГ и Магальской ОТГ прошла медиа-школа «Агенты громад» - совместный проект ТРК «Буковина» (Общественное ТВ) и Общественной организацией «Буковинский центр избирательных технологий». В результате были подготовлены ТВ-ролики об ОТГ (https://decentralization.gov.ua/news/9168; https://decentralization.gov.ua/news/9191).
Проведённый анализ открывает широкое поле деятельности для сферы неформального образования в названных ОТГ, ведь возможность получить дополнительные знания и инструменты для улучшения жизнедеятельности ОТГ или отдельного населённого пункта не раз озвучивалась местными активистами на тренингах, семинарах и культурных мероприятиях, которые проводились в г. Черновцы. Наиболее актуальными являются вопросы межэтнической коммуникации, образования, медиации конфликтов, финансовой грамотности, проектного менеджмента, медиаграмотности.
Большинство респондентов всех целевых групп положительно относятся к образованию во взрослом возрасте и готовы приобретать новые знания и умения, необходимые для собственной самореализации и решения проблем общества. При этом большинство опрашиваемых из таких целевых групп, как женщины-представительницы разных этносов, представители органов власти и население не знают, что такое гражданское образование. Определения, предложенные участниками глубинных интервью, лишь частично отображают суть гражданского образования (Респ_4_О: «Это более патриотическое образование», Респ_3_М: «понимание того, что происходит в обществе»). Часть опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. В фокус-группах лишь одна участница сказала, что это правовые знания и знание своих обязанностей. Такая же ситуация наблюдается и с активистами, и с представителями органов власти, которые не смогли дать определение гражданского образования. Для них это: «все, что связано с жизнью», «умение повести себя в обществе», «работа с людьми» или синоним «патриотичного воспитания».
При этом практически все женщины-представительницы разных этносов, представители органов местной власти и активисты во время проведения фокус-групп и глубинных интервью выявили готовность получить знания в этой сфере. Вместе с тем, на вопрос «По Вашему мнению, получение женщинами вашего населенного пункта гражданского образования может помочь изменить ситуацию в вашем населенном пункте к лучшему?» часть участниц высказала сомнение в его необходимости и возможности изменить ситуацию в селе.
Респондентка 6, ФГ № 4: «Трудно. Не очень ведутся на что-то новое, потому что все заняты. Как бы выжить?»
Респондентка 4, ФГ № 3: «Ну совсем нет, конечно. Может, кому-то что-то и даст, а чтобы проблемы решать полностью - то я не думаю».
Вместе с тем, когда женщинам задавался вопрос «Для чего нужно гражданское образование?» они демонстрировали понимание его основных целей (см. следующий пункт). Можно предположить, что участницы целевой группы просто не видят практической реализации своих знаний, и это стоит учесть при составлении программ обучения.
Одной из целей проекта также было изучение готовности приобретать новые знания и умения для самореализации и решения проблем общества. Готовность обнаружили 55% участников массива «женщины», в то время как не готовы 32% респонденток (см. Табл. 9). Несмотря на поддержку тезиса о том, что «учиться никогда не поздно», треть респонденток этого делать не хочет. Чаще всего в эту группу входят женщины пенсионного возраста.
Таблица 9.
Готовы ли Вы приобретать новые знания и умения, необходимые для собственной самореализации и решения проблем общества? , % от всех опрошенных
|
женщины |
Да, готова |
55,0 |
Нет, не готова |
32,5 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
12,5 |
Что касается представителей местной власти, то они также выразили готовность к получению дополнительного образования («учиться никогда не поздно» - Респ_1_О, Респ_1_М; «положительно» - Респ_2_О), как и активисты («это было бы полезно» - ответили все активисты).
В одном ряду с понятием «гражданское общество» стоит понятие «гражданственность», которое отражает качество человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества. Гражданственность — это чувство сопричастности к делам общества. Ответы на вопрос «Для чего нужно гражданское образование? Что могло бы Вас мотивировать к обучению?» иллюстрируют степень проявления гражданственности у женщин-представительниц разных этносов. Большинство понимают, что отсутствие таких знаний приводит к тому, что людьми легче манипулировать в собственных интересах. При этом, личностные аспекты мотивации часто доминируют над общественными. В частности, самыми сильными мотиваторами к получению гражданских знаний и навыков есть желание изменить свою жизнь к лучшему и реализовать свои способности, что нашло отражение и в качественном, и в количественном исследовании. Лишь четверть опрошенных мотивированы желанием изменить жизнь общества к лучшему (см. Табл. 9).
Таблица 9.
Что может мотивировать Вас к получению знаний, необходимых для гражданской активности? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
Желание изменить свою жизнь к лучшему |
52,5 |
Желание реализовать свои способности |
41,3 |
Желание изменить жизнь общества к лучшему |
25,0 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
17,5 |
Другое (что именно, скажите, пожалуйста) |
1,0 |
Достаточно важным в плане мотивации к получению знаний является осознание того, как их можно использовать на практике. В связи с этим задавался отдельный вопрос (см. ФГ № 1):
Модератор: Достаточно Вам Ваших знаний для того, чтобы что-то изменить?
Респондентка 4: Хоть бы и было знать, все равно это вряд ли что изменит.
Респондентка 6: Кто прислушивается к нашим знаниям?
Модератор: Знания не решают проблем?
Все: Нет.
Респондентка 4 ... знания имеются, а капитала нет.
Все: Да.
Модератор: Все равно только все зависит от средств?
Респондентка 4: Если хочешь ... надо иметь что-то.
Таким образом, с одной стороны прослеживается тенденция положительного восприятия получения новых знаний и непонимания того, как их можно применить в собственных интересах.
Заметим, что все участницы фокус-групп знакомы друг с другом, а поведение людей в группах часто связано с тем, что в своих ответах они выдают социальную норму, то есть говорят то, что хотят слышать другие. Поэтому не исключено, что часть женщин не дали бы позитивный ответ на этот вопрос, просто они не хотели выделяться на общем фоне и демонстрировать незаинтересованность в данной проблеме.
В глубинных интервью с представителями органов власти и активистов определение мотивации к получению гражданского образования происходило косвенным путём. В обсуждении жизненных ситуаций, когда респондент чувствовал недостаток знаний, актуальных для изучения тем и выявления возможности (по мнению респондента) улучшить свои знания, выявляем мотивацию к обучению. Так, например, на вопрос, попадали ли Вы в ситуации в повседневной жизни/на работе, когда Вы чувствовали, что Вам не хватает нужных знаний, все активисты, как и представители власти, ответили утвердительно. Точно также на вопрос о том, может ли потребоваться в будущем улучшить свои знания или научиться чему-то новому, все респонденты (и активисты, и власть) ответили «да, может появиться такая возможность».
Выяснение потребности в гражданском образовании у женщин начиналось вопросом «Готовы ли Вы получить новые навыки и умения, необходимые для собственной самореализации и решения проблем общества?» Участницы исследования проявили готовность к такому виду деятельности:
Респондентка 9, ФГ № 3: «Мы всегда готовы!»
ФГ № 1 все хором: «Хотели бы. Почему бы нет?»
Сравнение с результатами количественного исследования дает нам количество желающих – 55 %. Однако, вопрос «Какие знания могут быть полезными для того, чтобы достичь большего?» вызвал некоторое затруднение. Можно предположить, что женщины часто не знают, какие знания необходимы для достижения целей. Приведем отрывок из фокус-группы № 2:
Модератор. Каких именно знаний Вам лично не хватает?
Респондентка 4. Юридических.
Респондентка 7. Юридических это в первую очередь, мы очень несведущие.
Респондентка 3. Думаешь так, а это все упирается в бумажки. Надо то, то, то, процедуры. Уже останавливается процесс. Время прошло, еще что-то.
Модератор. Вы говорили, что надо уметь решать конфликты, потому что чувствуете, что у вас жизнь трудна в этом плане, да?
Респондент 2. Да.
Фокус-группа 3.
Респондент 4. Да, психологи нужны всем.
Модератор. А экономические знания нужны были бы вам?
Респондент 8. Чтобы считать наш бюджет.
Респондент 5. Семейным бюджетом как распоряжаться.
Респондент 10. Это мы не умеем!
Респондент 2. Мы все экономим!
Респондент 6. Если бы было что экономить!
В целом, ответы участниц свидетельствуют о потребности в юридических, экономических, психологических и коммуникационных знаниях.
В глубинных интервью личная потребность респондентов в гражданском образовании выяснялась через вопрос «Хотите ли Вы получить дополнительное образование в рамках неформального/гражданского образования?». Двое из трёх представителей власти Острицкой ОТГ ответило утвердительно, однако 1 не выразил желания в дополнительном образовании (Респ_3_О), в то время как все опрошенные представители власти Магальской ОТГ ответили на данный вопрос утвердительно. Все опрошенные активисты обеих ОТГ ответили, что у них есть желание получить дополнительное образование в рамках гражданского/неформального.
Что касается тем для дополнительного образования, лично интересующих респондентов глубинных интервью, то представители власти ответили следующим образом: затруднились ответить на данный вопрос (Респ_1_М, Респ_3_О), реформа в сфере образования (Респ_3_М), «поведения с конфликтом», правовые и политические знания (Респ_1_О), финансы, право, иностранный язык (респ_2_О). Активисты интересуются психологией (Респ_5_О), юридическими и правовыми знаниями (Респ_6_О), иностранными языками (Респ_4_О, респ_5_О, Респ_4_М), нацменьшинствами (Респ_4_О), менеджментом (в сфере образования) (Респ_4_М). Один активист Магальской ОТГ ответил, что ему интересно все (Респ_6_М), а другой затруднился ответить на данный вопрос (Респ_5_М).
Количественное исследование подтвердило эти данные. Учитывая, что половина опрошенных двух целевых групп (женщины и население в целом) в разной степени недовольны тем, как они могут влиять на решения местного совета, а 50-60% респондентов этих целевых групп готовы в разной степени участвовать в управлении своим селом, - время более 40% группы женщин заявили, что имеющихся знаний недостаточно для участия в управлении своим селом. То есть прослеживается четкая потребность в их получении.
На открытый вопрос для женщин: «Если недостаточно, то каких именно знаний Вам лично не хватает?» ответило 23% опрошенных, указав, что прежде всего недостаточно организационно-управленческих и правовых знаний.
Тематические направления гражданского образования, которые назвали участницы целевой группы «женщины-представительницы разных этносов»:
- Умение решать конфликты («Да, чтобы с детьми не ругаться» (респондентка 6, ФГ № 2);
- как распределять семейный бюджет;
- как преодолеть компьютерную зависимость родственников;
- знания по ведению личных финансов, в том числе проверка расчетов социальных выплат, пенсий, коммунальных платежей;
- навык защиты от преступников;
- психология людей разных поколений;
- как положить начало предпринимательской деятельности;
- правовые знания.
Таким образом, респондентки продемонстрировали заинтересованность курсами, которые имеют практическую направленность, а знания могут быть реализованы в повседневной жизни.
Результаты проведённых глубинных интервью подтверждают интерес целевых групп к получению дополнительных правовых знаний (5 из 6 опрошенных в Магальской ОТГ, 4 из 6 опрошенных в Острицкой ОТГ), финансовых, медиаграмотности и безопасности поведения в сети Интернет (Респ_1_М, Респ_2_М)
Отдельное внимание надо уделить предпринимательской деятельности, которая может изменить жизнь многих членов местного сообщества. Поэтому в гайд фокус-группы был включен вопрос «Заинтересуют ли Вас знания, которые нужны для того, чтобы положить начало предпринимательской деятельности?» Приведем пример диалогов фокус-группы № 1.
Респондентка 7: Ну это активным людям, которые хотят начать свой бизнес. Если есть деньги, можно сделать…
Респондентка 4: Это всем, да, у кого есть деньги, может что-то делать.
Респондентка 6: В данный момент все бы хотели, хотя бы послушать, знать. Хотя бы знать.
Важно отметить, что уровень заинтересованности курсами гражданского образования в ходе количественного исследования среди целевой группы «женщины» заметно ниже, чем в группе «население» (см. Табл. 14). Возможно, это можно объяснить большой загруженностью женщин домашним хозяйством. С другой стороны, только треть респондентов готовы к общественной деятельности, поэтому, вероятно, указанные процентные значения коррелируют с количеством социально активных респонденток.
Таблица 14.
Если бы у вас появилась возможность бесплатно принять участие в учебной программе на базе Вашего населенного пункта, какие направления знаний были бы интересными и полезными для решения проблем, которые Вас волнуют? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
население |
Знания, необходимые для начала предпринимательской деятельности |
37,5 |
44,2 |
Знания по ведению личных финансов, в т. ч. проверки расчетов социальных выплат, пенсий, коммунальных платежей |
35,0 |
34,2 |
Правовые знания |
32,5 |
49,2 |
Психология взаимоотношений людей разных поколений |
30,0 |
31,7 |
Языковые курсы для улучшения знаний по украинскому / румынскому языку |
25,0 |
28,3 |
Навыки безопасного поведения в сети Интернет, в т.ч. защиты от финансовых мошенников |
23,8 |
30,0 |
Предупреждение и урегулирование конфликтов |
23,8 |
12,5 |
По избирательной грамотности |
16,3 |
24,2 |
По антикоррупционной деятельности |
16,3 |
39,2 |
По публичной коммуникации |
11,3 |
14,2 |
По лидерству и командообразованию |
5,0 |
16,7 |
Навыки критического мышления и медиаграмотности |
1,3 |
14,2 |
По гендерному равенству |
1,3 |
2,5 |
По этническому равенству |
0 |
5,8 |
Другое |
0 |
1,0 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
5,0 |
2,5 |
Наиболее интересными формами проведения занятий все целевые группы указали тренинг и частично – лекцию.
Респондентка 4, ФГ № 4: «Тренинги лучше. Потому что на них человек чувствует себя свободно».
Кроме того, был выявлен интерес к инновационным способам обучения – через интернет (Респ_5_О).
В результатах исследований не просматривается преобладающего мнения по времени проведения занятий, поскольку возможность обучения напрямую зависит от занятости и нагрузки отдельных респондентов. Однако все целевые группы назвали оптимальную продолжительность занятий - около 2:00 часов.
Большинство участниц фокус-групп считают, что половая принадлежность тренера неважна, главное – уровень квалификации и чтобы было интересно. Все: «Не зависит от пола». Последнее нашло подтверждение подтверждено и в результатах глубинных интервью, где большинство респондентов согласились с тем, что важен профессионализм тренера, а не его пол.
Вопрос по поводу наличия опыта гражданской активности можно отнести к стратегическим вопросам исследования. У большинства участниц фокус-групп он вызывал замешательство, такой опыт имели по несколько женщин в каждой группе. По прошествии времени участницы фокус-групп вспоминали, что их привлекают к работе в избирательных комиссиях и сессиях советов, некоторые являются депутатами сельского и районного советов. В качестве примера приводился даже опыт работы в родительском комитете в детском учреждении. В двух группах женщины назвали директоров школ как женщин с активной жизненной позицией.
Количественное исследование подтвердило данные фокус-групп. Лишь 16% из группы женщин и 10% из группы населения имеют личный опыт гражданской активности (см. Табл. 19). Это свидетельствует о том, что женщины имеют определенное преимущество в этом вопросе и являются более активными.
Таблица 19.
У Вас лично есть опыт гражданской активности ?,% от всех опрошенных
|
женщины |
население |
Да, есть |
16,3 |
10,0 |
Нет, не имею |
67,5 |
72,5 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
16,3 |
17,5 |
На открытый вопрос, в чем конкретно проявлялась гражданская активность, были получены несколько упрощенные ответы (см. Табл. 20). Из них следует почти полное непонимание тех форм, в которых может осуществляться такая деятельность.
Таблица 20.
Если «да», то в чем она проявлялась?
женщины |
население |
Помощь людям, требующим внимания Некоторые вопросы граждан Организация мероприятий Сбор подписей за инициативу Организация концерта Кружок для детей Ремонт школ, детсадов Студенческое самоуправление Секретарь исполкома |
мероприятия борьба с коррупцией волонтерство общественные слушания депутат сельсовета подпись петиций помощь работой, деньгами |
Ожидаемо, что большинство респондентов основной причиной, которая мешает им быть социально активными, указали нехватку времени. В то же время в три раза больше респонденток из группы женщин указали на недостаток знаний.
Таблица 21.
Если «нет», то что мешает Вам быть социально активными? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
население |
Я не имею на это времени |
43,8 |
58,3 |
Мне не хватает для этого знаний |
33,8 |
13,3 |
Я не верю, что я могу что-то изменить |
26,3 |
23,3 |
Мне это не интересно |
15,0 |
19,2 |
Я не имею к этому способностей (стесняюсь) |
13,8 |
14,2 |
Я не хочу портить отношения с другими жителями села |
3,8 |
13,3 |
Боюсь преследований со стороны местных властей |
1,3 |
6,7 |
Другое (что именно?) |
0 |
2,5 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
8,8 |
1,0 |
Среди вопросов глубинных интервью особое место было отведено выяснению личного опыта гражданских активистов, сфера деятельности которых в ОТГ имеет свою специфику, обусловленную местными особенностями, финансовыми возможностями и, конечно же, приоритетами сообщества. Активистов обеих ОТГ объединяет общая причина проявления гражданской активности – желание помочь людям (Респ_4_М, Респ_6_М, Респ_4_О, Респ_6_О). Говоря о личном опыте гражданской активности респонденты обращают внимание на благотворительные акции, например, акция «Милосердие» (Респ_4_М), решение проблем ОТГ (Респ_ 6_М), организация культурных мероприятий (Респ_ 4_О).
Представители всех целевых групп признали, что более активными в общественной жизни являются женщины. Даже те респонденты, которые считают активными мужчин, указали что женщины больше заняты хозяйством и воспитанием детей, что является весомым сдерживающим фактором их гражданской активности.
Несмотря на то, что большинство женщин-представительниц разных этносов в фокус-группах испытало трудности в ответах на вопрос о собственном опыте гражданской активности, тем не менее в ответах на вопрос по поводу готовности проявлять гражданскую активность для улучшения жизни села больше половины респонденток ответили положительно.
Респондентка 2, ФГ № 3: «У нас что-то хорошее сделал или плохое - все равно обсуждают. Все равно надо делать что-то полезное».
Большинство опрошенных группы «население» хотели бы лично принимать участие в принятии решений относительно своего населенного пункта и готовы в дальнейшем проявлять гражданскую активность, чтобы изменить к лучшему жизнь в своем населенном пункте. При этом надо учесть, что речь идет об абстрактном желании действовать.
Около 50% из группы женщин и 40% из группы населения готовы принять участие в общественных мероприятиях, если найдутся организаторы. Зато треть опрошенных не примут участие, вероятно по причине занятости и отсутствия свободного времени. Около четверти готовы осуществить общественные действия из чувства солидарности. В группе население вдвое больше тех, кто готов выступить инициатором какого-то проекта. При этом мизерная доля тех, кто готов вкладывать свои средства в общественные проекты.
Среди субъектов, от кого должна исходить инициатива по улучшению условий жизни на территории общины, чаще всего называются органы местной власти, депутаты, общественные организации и политические партии (см. Табл. 27). Зато неформальные лидеры (активисты) не имеют должного авторитета.
Таблица 27.
По Вашему мнению, от кого должна исходить инициатива по улучшению условий жизни на территории сообщества? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
населения |
От органов местной власти |
58,8 |
62,5 |
От депутатов |
43,8 |
57,5 |
От общественных организаций |
33,8 |
40,0 |
От политических партий |
32,5 |
44,2 |
От неформальных лидеров (активистов) |
11,3 |
9,2 |
От инвесторов |
8,8 |
8,3 |
От инициативных групп граждан |
7,5 |
20,0 |
Большинство опрошенных в обеих целевых группах считают, что представителям местных советов так или иначе хватает профессиональных знаний и навыков. Хотя треть опрошенных называют противоположное, то есть ставят под сомнение профессиональную подготовку представителей местных советов (см. Табл. 28). Это требует дополнительных мер по повышению профессиональной подготовки сотрудников.
В результате проведения глубинных интервью, как с активистами, так и с представителями органов власти приходим к выводу, что, если движущим фактором деятельности активистов является желание помочь людям (см.4.1), то общим и для власти, и для активистов является стремление улучшить социально-экономические условия жизни сообщества через привлечение иностранных партнёров, в том числе, через написание и реализацию проектов. Среди представителей и власти, и активистов все респонденты согласились с важностью и необходимостью получения знаний по проектному менеджменту лично. По нашему мнению, данное направление является конструктивным фактором для усиления гражданской активности данных целевых групп. Таким образом, одним из стимулирующих факторов гражданской активности может быть проведение курсов, направленных на повышение самооценки женщин, а также обращение к проектному менеджменту, как мотивирующему фактору не только для гражданской активности и налаживанию конструктивных отношений между властью и активистами для решения общих проблем в ОТГ.
4.3. Возможности, барьеры и условия взаимодействия с местной властью и местным сообществом для совместных гражданских инициатив.
Респонденты считают основными субъектами местной политики как местных депутатов и руководство ОТГ, так и все сообщество (громаду). Представители целевых групп «женщины» и «население» в количественном исследовании выделили сообщество в качестве основного игрока по разработке решений (см. Табл. 29).
Таблица 29.
Кто должен быть задействован в процесс разработки решений на уровне вашего сообщества? (многовариантный вопрос), % от всех опрошенных
|
женщины |
населения |
Вся община |
52,5 |
60,8 |
Руководство ОТГ |
47,5 |
54,2 |
Местные депутаты |
47,5 |
61,7 |
Местные активисты |
15,0 |
22,5 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
6,3 |
1,7 |
5 из 6 активистов, с которыми проводились глубинные интервью, имели личный опыт взаимодействия с местными властями и обществом с целью организовать какую-то общественную инициативу. Основные трудности, с которыми столкнулись активисты в процессе данного взаимодействия, «недопонимание со стороны власти» (Респ_4_О) , «бюрократия» (Респ_6_О). Среди общественных инициатив, которые они могли бы реализовать в своих ОТГ при взаимодействии власть – активисты - общество, были названы: проект по обмену учащимися в разных странах (Респ_4_М), укрепление берегов Прута (Респ_6_М), культурные мероприятия (Респ_5_М), закупка литературы и техника (Респ_ 4_О).
Что касается представителей местной власти, то практически все опрошенные из двух ОТГ имели личный опыт взаимодействия с местными активистами и сообществом с целью поддержать общественную инициативу. Взаимодействие выражалось в развитии инфраструктуры – газификации села, капитальные ремонты, уличное освещение и ремонт дорог (Респ_1_О, Респ_2_М), сфере образования и политики (Респ_2_О), военная помощь, помощь (Респ_3_О).
Все женщины-участницы фокус-групп готовы взаимодействовать с местной властью и сообществом с целью реализовать какую-нибудь гражданскую инициативу (см. ФГ № 4).
Модератор. Готовы ли Вы взаимодействовать с местными властями и обществом с целью реализовать какую-то общественную инициативу?
Респондентка 7. Можно.
Респондентка 6. А мы все годы работаем - нас сельский совет привлекает.
В вопросе приоритетов по инициативам, к которым могли бы присоединиться представительницы целевой группы, основной акцент делается на культурных проектах. Например, это может быть организация кружков, праздников. Участие в антикоррупционных проектах респондентки исключают, так как считают, что они никому ничего не смогут доказать. Приведем пример из ФГ № 4:
Модератор. К решению какого блока вопросов развития ОТГ Вы лично могли бы присоединиться (социально-экономических, культурных, антикоррупционных и т.д.)?
Респондент 3. Культурные. Антикоррупционные ничего никому мы не докажем.
Респондент 2. Это даже не обсуждается!
Респондент 6. Это все там связано в системе.
Респондент 4. И даже тех знаний нету.
Реакция на вопрос о поддержке со стороны власти гражданской инициативы была разной – в одних группах женщины уверены в поддержке на 100%, в других наоборот, акцент делается на пассивности сообщества, которое губит инициативу на корню. Участницы фокус-группы считают, что к их мнению никто не прислушивается. Приведем цитату из транскрипта ФГ № 4:
Респондентка 2. Община очень пассивная! Очень трудно собрать даже по срочному вопросу. Люди какие-то ... каждый в своем коконе.
Респондентка 4. Даже кладбище убрать - кто придет?
Модератор. Итак, у вас нет такой идеи, вокруг которой вы могли бы сплотиться?
Респондентка 7. Это руководители.
Респондентка 4. Даже если мы будем что-то говорить, то никто не послушает!
Респондентка 2. А если руководитель сказал - послушают. Это две большие разницы.
Респондентка 5. А мое мнение? Кто будет прислушиваться?
Респондентка 2. Я - никто!
В качестве примера в гайд фокус-группы был включен вопрос о возможной форме активности женщин, связанный с изучением истории села. Респондентки заметили, что учителя истории создают музеи в школах, в с. Магала есть небольшой музей старинных вещей в библиотеке, и в принципе им интересно прикоснуться к истории села.
Таким образом, гражданское образование может быть тем средством, которое может способствовать формированию активной гражданской позиции. Подчеркнем, что видится необходимым включить в курс примеры активностей из других сообществ с иллюстрацией тех плюсов, которые появились в жизни сообщества вследствие их реализации. В свою очередь представители власти (все опрошенные) высказывают поддержку идеи организации неформального образования как морально, так и материально (через предоставление помещения, связи и т.п.), считая, что данное направление является необходимой составляющей успешного взаимодействия в ОТГ.
Очень интересны данные по тематическим направлениям информации, в которой нуждаются респонденты.
В частности, по итогам глубинных интервью с целевыми группами «представители органов власти» и «активисты» наиболее востребованы такие направления для организации тренингов: основы финансовой грамотности и экономических знаний; основы предпринимательской деятельности; юридические и правовые знания; медиация конфликтов; менеджмент и процесс принятия управленческих решений; коммуникация; межэтническая коммуникация; стратегическое планирование; компьютерная грамотность, инновационные технология и безопасность в сети Интернет.
По итогам фокус-групп для женщин-представительниц разных этносов приоритетны следующие направления: умение решать конфликты; знания по ведению личных финансов, в том числе распределение семейного бюджета, проверка расчетов социальных выплат, пенсий, коммунальных платежей; основы предпринимательской деятельности; преодоление компьютерной зависимости родственников, безопасность в сети интернет и защита от финансовых мошейников; психология людей разных поколений; правовые знания.
Наиболее востребованными в группах «женщины» и «население» по итогам количественного исследования есть знания по основам предпринимательства; ведения личных финансов; правовые знания; знания по психологии взаимоотношений; языковые курсы украинского языка; знания по Интернет-грамотности. В то же время знания по конфликтологии вдвое больше востребованы женщинами, а по антикоррупционной деятельности и лидерства - мужчинами. Такие гендерные отличия в направленности курсов можно объяснить особенностями гендерной социализации. Стереотип о том, что главная сфера жизни женщины – семья, наиболее силен в среде сельских жителей.
Децентрализация - передача полномочий и финансов от государственной власти органам местного самоуправления. В Украине реформа началась в 2014 году. Объединение сел в Магальскую и Острицкую ОТГ произошло в октябре 2017 года. Жители указанных громад уже сформировали определенное мнение по поводу децентрализации. Как относятся к функционированию населенных пунктов участники целевых групп?
Женщины-представительницы разных этносов по отношению к децентрализации разделились на 2 группы – оптимистки и пессимистки. Оптимистки считают, что это хорошо, когда деньги остаются в громаде, начали делать понемногу ремонты в школах и детских учреждениях. Вторая группа участниц исследования – пессимистки.
Респондентка 5, ФГ № 1: « А что изменилось, что изменилось у нас? Ничего!»
Респондентка 4, ФГ № 4: «Очередная смена вывески (смеются)».
Респондентка 6, ФГ № 4: «Пока еще нет изменений».
Интересно, что аргументы участниц ФГ из группы оптимисток их не переубеждают. И все же, большинство респонденток считают, что в объединении больше хорошего, чем плохого, все выиграли от децентрализации.
Децентрализация положительно воспринимается половиной опрошенных из группы населения (см. Табл. 30), что свидетельствует о правильности и актуальности начала этой реформы.
Таблица 30.
Как Вы относитесь к тем изменениям в вашем сообществе, которые получили название «децентрализация» ?, % от всех опрошенных
|
население |
положительно |
49,2 |
безразлично |
28,3 |
негативно |
18,3 |
Затрудняюсь ответить |
4,2 |
Среди опрошенных преобладают положительные ожидания относительно дальнейшего хода децентрализации. Треть опрошенных надеется, что благодаря децентрализации откроются новые возможности для граждан влиять на власть и улучшится качество услуг. Зато четверть опрошенных видят в децентрализации опасность усиления местных «князьков», а 20% - вообще воспринимают эту реформу только в негативном ключе.
Поддержка шагов власти по децентрализации перевешивает ее неподдержку только в пределах погрешности (см. Табл. 32), что может свидетельствовать о неудовлетворительной коммуникационной политике власти.
Таблица 32.
Поддерживаете ли Вы шаги, которые осуществляет власть в пределах децентрализации ?, % от всех опрошенных
|
население |
Безусловно, да |
13,3 |
Скорее да |
34,2 |
Скорее нет |
21,7 |
Вовсе нет |
20,0 |
Я ничего об этом не знаю |
7,5 |
Затрудняюсь ответить |
3,3 |
Для почти половины респондентов процесс децентрализации не повлиял на условия их жизни в определенном населенном пункте. В то же время 30% заявили об улучшении условий, а 15% - об ухудшении (см. Табл. 33).
Вопрос о знакомстве с полномочиями органов местного самоуправления вновь возвращает нас к знаниям по гражданскому образованию, поскольку это один из ключевых вопросов для тех людей, которые хотят заниматься общественной деятельностью. Так, только 15% указали, что они хорошо знают полномочия ОМС, а около 40% вообще ничего об этом не знают (см. Табл. 34).
Специфическая особенность целевых групп заключается в том, что они состоят из представителей двух этнических групп - украинской и румынской (молдавской), компактно проживающих в исследуемых населенных пунктах. Одной из гипотез исследования была та, что сосуществование сел, в которых компактно проживают представители национальных меньшинств, является определенной проблемой. Гипотеза оказалась ложной, представительницы всех фокус-групп единогласно заявили, что такой проблемы не существует. Фрагмент ФГ № 3:
Все: Нормально! Ми теж говоримо українською мовою.
Проблем нет!
Если бы мы не хотели, мы бы не голосовали. Народ хороший, простой.
Модератор. И конфликтов на национальной почве нет?
Все. Нет, нет! Никогда этого не было.
Мы тут жили в мире и согласии, не считая, кто украинец, кто румын.
Конфликтов на национальной почве не было ни в одном населенном пункте.
Львиная доля опрошенных в ходе количественного исследования также не сталкивалась с конфликтами на этнической почве, а такие случаи можно трактовать как исключения (см. Табл. 35).
Таблица 35.
Случалось ли Вам видеть конфликты на этнической почве в вашем селе (с представителями другой национальности) ?, % от всех опрошенных
|
женщины |
население |
Нет, мне такие случаи неизвестны |
77,5 |
87,5 |
Да, случалось |
15,0 |
5,8 |
Я даже был участником такого конфликта |
2,5 |
5,8 |
Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа |
5,0 |
0,8 |
В глубинных интервью активисты ОТГ отвечали на вопросы, связаны с качеством предоставляемых услуг после создания ОТГ. Все опрошенные активисты согласились с тем, что динамика качества предоставления услуг органами местной власти населению после создания ОТГ улучшилась или скорее улучшилась. Что касается представителей власти, то они также отметили положительные изменения после создания ОТГ, о чём шла речь выше (см.1).
Важной составляющей данного исследования было изучение проблемы межэтнической коммуникации в новосозданных ОТГ. Необходимо отметить, что и представители власти, и активисты не считают, что вхождение представителей разных этнических групп повлияло на жизнедеятельность ОТГ. Только один из шести опрошенных представителей власти считает, что повлияло, поскольку сейчас люди «вынуждены искать взаимопонимания» (Респ_1_М). Что касается активистов, то двое из шести опрошенных считают, что повлияло, открыв при этом новые возможности (Респ_4_О, Респ_5_М). Никто из опрошенных активистов и представителей власти не был свидетелем межэтнических конфликтов.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемые ОТГ имеют ряд общих проблем, связанных с инфраструктурой, разрешением бытовых вопросов, в то же время актуальным остаётся необходимость получения новых знаний, в различных сферах жизнедеятельности, в зависимости от рода деятельности респондента. Большинство опрошенных представителей власти и активистов чувствуют необходимость в получении новых знаний через систему неформального образования, причём часть из них считает, что нет необходимости в отдельных сертификатах или дипломах, свидетельствующих об учёбе ((например, Респ_4_О, Респ_6_О).
На основании результатов анализа потребностей планируется разработать 2 программы ГО: одна программа для женщин-представительниц различных этнических групп, и вторая программа – для представителей местных органов власти и активных членов ОТГ.
По результатам исследований, программа для женщин-представительниц различных этнических групп должна включать следующие блоки: а) политико-правовой модуль: права человека, механизмы их защиты; инструменты участия граждан в управлении сообществами; система общественного мониторинга деятельности органов публичной власти и инструменты общественного контроля, б) экономический модуль: знания по ведению личных финансов, в том числе распределение семейного бюджета, проверка расчетов социальных выплат, пенсий, коммунальных платежей; основы предпринимательской деятельности; в) социально-культурный модуль: диалоговые стратегии; способы решения конфликтных ситуаций; эффективная коммуникация.
По результатам исследований, программа для представителей местных органов власти и активных членов ОТГ должна включать следующие блоки: а) политико-правовой модуль: взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества; инструменты участия граждан в управлении сообществами; система общественного мониторинга деятельности органов публичной власти б) экономический модуль: подготовка и менеджмент проектов, ответственное использование бюджетных средств, публичные закупки, в) социально-культурный модуль: диалоговые стратегии; медиация конфликтов; эффективная коммуникация с общественностью и представителями СМИ и других учреждений.
Учитывая низкий уровень знаний целевых групп о сущности гражданского образования и необходимости усиления гражданских компетенций рекомендовано включить в социально-культурный модуль блок: гражданское образование, как ключ к развитию сообществ. Также принимая во внимание возрастающее количество пропаганды в информационном пространстве Украины рекомендовано включить для всех целевых групп модуль по основам критического мышления и медиаобразования.
Идея гражданской инициативы. По результатам проведенного исследования выявлено, что представители всех целевых групп проявляют интерес и готовы поддержать культурно-образовательные инициативы. В связи с этим, проведение публичной историко-культурной презентации фотовыставки по концепции «Простые лица непростой истории», созданной на базе фотографий простых жителей ОТГ, чьи судьбы являются отражением сложной истории края, позволит представителям сообщества лучше узнать друг друга, наладить конструктивный диалог, развенчать устоявшиеся стереотипы. Данная гражданская инициатива может способствовать улучшению коммуникационной среды, что положительно повлияет не только на гармонизацию межэтнических отношений, но и на социально-экономическое развития сообщества, ведь установление конструктивного диалога даст толчок и для совместного воплощения других инициатив.
Дополнительные рекомендации: